Случайное фото:

Особенности государственной регистрации прав при образовании земельных участков

Говоря о государственной регистрации прав при образовании земельных участков, необходимо для наиболее полного понимания обратить внимание на саму сущность, смысл понятия «образование земельных участков». Итак, что же это такое?
Образование земельного участка представляет собой своеобразный способ распоряжения своим имуществом, в первую очередь собственником земельного участка, который предусмотрен земельным законодательством. В частности такими способами являются раздел, выдел земельного участка, объединение, перераспределение земельных участков. Необходимо также отметить, что данное понятие применяется и в отношении земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При этом, естественно, следует иметь в виду, что такие термины, как "образование земельного участка", "прекращение существования земельного участка" и т.п., имеют весьма условный характер. Рассматриваемая процедура касается изменения территориальных границ участка, а не создания, изменения и т.п. земельного участка как объекта природы.
 Таким образом, образование нового земельного участка или земельных участков - это процедура, осуществляемая по инициативе собственника земельного участка (собственников) или лиц, использующих земельные участки на иных правах, путем раздела, выдела земельного участка, объединения, перераспределения земельных участков, в результате чего создается новый земельный участок (земельные участки), а прежний участок (участки) прекращает свое существование или изменяется. Необходимо отметить наиболее важные требования законодательства, которые должны быть соблюдены при осуществлении процедуры образования земельного участка.
 Так, новый образованный земельный участок должен иметь такое же целевое назначение и разрешенное использование, как и ранее существовавший участок; образование новых земельных участков возможно по общему правилу с согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых образуются новые земельные участки (в качестве исключения, например, можно привести образование земельного участка на основании решения суда).
Итак, уяснив суть понятия «образование земельных участков», можно перейти к способам такого образования. Образование земельных участков возможно, в том числе, из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В целом, образование земельных участков в данном случае сводится к принятию органами государственной власти или местного самоуправления, осуществляющими управление и распоряжение земельными участками, решений об образовании таких земельных участков. В качестве исключения можно привести, например, образование земельного участка в результате раздела земельных участков, предоставленных садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан. В данном случае решение об образовании земельных участков может быть принято только на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Это означает, что инициатором процедуры образования земельных участков могут быть только землепользователи, землевладельцы или арендаторы, но не исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Раздел земельного участка представляет собой образование земельных участков из одного. Большое значение в данном случае имеет решение вопроса соотношения прав на ранее существовавшие и возникшие в связи с разделом земельные участки. В случае раздела земельного участка, находящегося в собственности одного лица, законодатель определяет, что у него возникает право на вновь образованные земельные участки, тогда как при разделе земельных участков, находящихся в общей собственности, это право за сособственниками сохраняется. Также необходимо отметить, что при разделе земельного участка важную роль играет размер (площадь) образуемых земельных участков. Так, например, раздел земельного участка, принадлежащего наследникам на праве общей собственности, осуществляется с учетом минимального размера земельного участка, установленного для участков соответствующего целевого назначения. При невозможности раздела земельного участка участок переходит к наследнику, имеющему преимущественное право на получение в счет своей наследственной доли этого земельного участка, а остальным наследникам предоставляется компенсация.
Под объединением земельных участков понимается образование одного земельного участка из нескольких. Такое образование имеет ряд особенностей. Во-первых, объединить можно только смежные земельные участки, в результате чего будет образован один земельный участок. Во-вторых, юридический факт объединения земельных участков является основанием приобретения права собственности на объединенный земельный участок у собственника или сособственников земельных участков, которые были объединены в один участок. В-третьих, объединение земельных участков, которые используются на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения или праве безвозмездного срочного пользования, возможно только в том случае, если эти участки принадлежат одному лицу. При этом последствия объединения земельных участков являются фактически теми же, что и при их разделе: прежние участки прекращают свое существование, на их месте появляется новый объект отношений. Однако, образование одного земельного участка при объединении участков, принадлежащих разным собственникам, связано с более сложными правовыми последствиями, чем при объединении земельных участков одного собственника. В рассматриваемой ситуации сособственникам соглашением придется решить вопрос о долях в праве общей собственности на землю - они могут соответствовать площадям находившихся в их собственности участков, однако по соглашению сторон доли могут быть и изменены. Помимо этого решение должно быть вынесено относительно прав и обязательств каждого из сособственников, которые возникли у них в отношении земельных участков до их объединения. Вместе с тем, если доли участников долевой собственности не могут быть определены на основании закона и не установлены соглашением всех ее участников, доли считаются равными. Соглашением всех участников долевой собственности может быть установлен порядок определения и изменения их долей.
Под перераспределением земельных участков понимается образование из первоначальных смежных участков нескольких других смежных земельных участков. При этом существование первоначальных участков прекращается. Право собственности на вновь образованные в результате перераспределения земельные участки возникает у первоначальных собственников в соответствии с соглашениями между ними об образовании земельных участков. Юридический факт перераспределения частных земельных участков является основанием приобретения права собственности на образованные земельные участки. При перераспределении же частных и публичных земельных участков условия приобретения права частной или государственной либо муниципальной собственности на образуемые земельные участки определяются в соглашении между их собственниками.
В результате выдела образуются один или несколько земельных участков, но первоначальный земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок). В этом состоит существенное отличие правовых последствий образования участков путем выдела от образования в виде раздела. Во втором случае, как уже указывалось выше, существование первоначального участка прекращается. При выделе право собственности на новый участок возникает у участника долевой собственности, по заявлению которого осуществляется выдел земельного участка. Но свое право долевой собственности в отношении изначального участка (измененного земельного участка) он теряет. Другие участники долевой собственности сохраняют право долевой собственности на измененный земельный участок с учетом изменившегося размера их долей в праве долевой собственности. Особое внимание следует обратить на порядок образования земельных участков в результате их выделения в счет долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, который предусмотрен Федеральным законом от 24.07.2002г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Так, по общему правилу участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей для создания либо расширения личного подсобного хозяйства или крестьянского (фермерского) хозяйства, а также для передачи земельного участка в аренду или распоряжения им иным образом. Местоположение земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, определяется участником долевой собственности в соответствии с решением общего собрания участников долевой собственности. Образование земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, осуществляется на основании такого решения.
В случае если общее собрание участников долевой собственности не утвердило местоположение части находящегося в долевой собственности земельного участка, предназначенной для выделения в счет земельных долей, участник долевой собственности обязан известить в письменной форме о своем намерении выделить земельный участок в счет своей земельной доли остальных участников долевой собственности или опубликовать сообщение в средствах массовой информации с указанием предполагаемого местоположения выделяемого в счет своей земельной доли земельного участка. Извещение или сообщение должно содержать описание местоположения выделяемого земельного участка, которое позволяет определить его местоположение на местности, а также указание на необходимость направления в письменной форме возражений остальных участников долевой собственности относительно местоположения этого земельного участка требующему выделения земельного участка в счет его земельной доли участнику долевой собственности или указанному в извещении представителю участника долевой собственности.
Размер земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, определяется на основании данных, указанных в документах, удостоверяющих право на земельную долю. В случае если в течение 30 дней со дня надлежащего уведомления от участников долевой собственности не поступят возражения относительно местоположения выделяемого земельного участка, предложение о местоположении такого земельного участка считается согласованным.
Рассказав о понятии и способах образования земельных участков, можно обратиться к особенностям государственной регистрации прав на них. Если исходить из правовой природы соглашений об объединении, разделе, перераспределении земельных участков, выделе из земельных участков, то можно сказать, что все они являются сделками с объектами недвижимого имущества и в связи с этим являются основанием для осуществления государственной регистрации прав на соответствующие земельные участки.
В соответствии со статьей 22.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основанием для государственной регистрации прав собственности и иных вещных прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, являются:
1) решение о разделе или об объединении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков;
2) соглашение о разделе, об объединении, о перераспределении земельных участков или о выделе из земельных участков;
3) иной документ, на основании которого осуществляется образование земельных участков (например, свидетельство на право собственности на землю, свидетельство о праве на наследство и т.д.).
Если собственником земельных участков, образуемых при разделе или объединении земельных участков, является одно лицо, государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления такого лица.
Государственная регистрация прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении или перераспределении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти, органа местного самоуправления или действующего по их поручению лица либо на основании заявления лиц, которым такие земельные участки предоставлены в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Обязательными приложениями к указанным ранее документам являются:
1) правоустанавливающий документ на земельный участок, из которого образованы земельные участки. Представления правоустанавливающего документа не требуется в случае, если право на соответствующий земельный участок ранее было зарегистрировано в установленном законодательством порядке;
2) согласие в письменной форме лиц на образование земельных участков в случае, если необходимость такого согласия предусмотрена Земельным кодексом Российской Федерации.
Не следует забывать, что государственная регистрация прав осуществляется одновременно в отношении всех земельных участков, образуемых при разделе, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков. В этом случае одновременно с государственной регистрацией прав на образуемые земельные участки регистрируется прекращение права, ограничений (обременений) права на земельный участок, из которого были образованы такие земельные участки. Более того, одновременно с государственной регистрацией права собственности и иных вещных прав на образуемые земельные участки осуществляется государственная регистрация ограничений (обременений) прав на такие земельные участки.
Также необходимо обратить внимание на то, что одновременно с заявлением о государственной регистрации прав на образуемые земельные участки может быть подано заявление о государственной регистрации перехода или прекращения прав на такие земельные участки. В этом случае государственная регистрация перехода или прекращения прав на такие земельные участки осуществляется одновременно с государственной регистрацией прав на образуемые земельные участки. То есть правообладатель, фактически не дожидаясь государственной регистрации права на образованный земельный участок (момента возникновения права), может распорядиться им по своему усмотрению, например, заключить договор купли-продажи.
К заявлению о государственной регистрации прав также необходимо приложить документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, размер которой предусмотрен статьей 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации.
 
 
 
Главный специалист-эксперт отдела регистрации прав, Государственный регистратор     И.А. Медведев
 
Для удобства вся информация по земельным вопросам будет находиться в разделе "Земельные отношения и строительство / Информация для граждан".

При использовании материалов ссылка на сайт ОБЯЗАТЕЛЬНА!

Архив новостей:
<< январь 2018
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
< alt="О ходе исполнения указов Президента РФ от 7 мая 2012">


Официальный сайт Республики Карелия
Опрос о деятельности руководителей органов местного самоуправления
Горячая телефонная линия
Малый бизнес Большой страны
Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)
torgi.gov.ru - официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов Официальный интернет-портал правовой информации Ссылка на портал Карелиястата к материалам по ВСХП-2016г портал малого и среднего предпринимательства Карелии Банк Вакансий Безопасный город
Наш канал YouTube