Случайное фото:

Глава Республики Карелия предлагает законодательное решение для обеспечения возможности выбора модели формирования органов местного самоуправления в регионе

8 апреля 2016
 
Глава Карелии Александр Худилайнен внес в карельский парламент законодательную инициативу, направленную на исполнение решения Конституционного Суда России.
 
Напомним, группа депутатов Государственной Думы обратилась в Конституционный Суд Российской Федерации с требованием проверить конституционность некоторых ряда статей Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления в РФ и части одной из статей закона Иркутской области об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области.
 
История вопроса
 
Как сообщается на сайте Центральной избирательной комиссии РФ, в мае 2014 года поправки в Федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления в РФ существенно расширили права субъектов РФ по определению моделей местного самоуправления. Отныне законодатель субъекта РФ вправе установить одну или несколько таких моделей из федерального перечня, причем как в отношении всех муниципальных образований, отдельных их групп или же для конкретного муниципалитета. При этом представительные органы муниципальных районов и городских округов (где применяется двухуровневое самоуправление) по решению субъекта Федерации могут формироваться путем делегирования выборных лиц нижестоящего уровня. Также регион самостоятельно определяет способ замещения должности главы муниципального образования как в городах и районах, так и на уровне поселений. Далее в феврале 2015 года в тот же Федеральный закон были внесены новые поправки, которыми перечень способов замещения вышеуказанной должности был расширен – появилась возможность избрания главы муниципалитета местными депутатами из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией. Реализуя предоставленные ему полномочия, высший орган законодательной власти Иркутской области вскоре предусмотрел для Иркутска – как областного центра – избрание главы города представительным органом из своего составе взамен прямых выборов.
 
Позиция группы депутатов Госдумы, обратившихся в Конституционный Суд Российской Федерации
Заявители не оспаривают конституционность конкретных моделей организации местного самоуправления. В то же время, по их мнению, нормы, которые они оспаривали, предоставляли региональным законодателям чрезмерную свободу действий – законодатели могли произвольно выбирать один из предложенных вариантов структуры местного самоуправления, не учитывая при этом мнения самих муниципалитетов и их жителей. Кроме того, ряд депутатов Госдумы считали, что при таком регулировании не исключена ситуация, при которой в представительный орган муниципального района, формирующийся по системе делегирования, будут входить лица, не имеющие мандата от самого населения, а именно – главы поселений, которых избрали представительные органы поселений по итогам конкурсного отбора. Оспариваемое положение закона Иркутской области, по мнению заявителей, - пример того, что обновленное федеральное законодательство допускает установление субъектом Федерации для конкретного муниципалитета безальтернативной модели организации власти.
 
Тем самым, с их точки зрения, население Иркутска было лишено права самостоятельно определить наиболее предпочтительный способ избрания мэра. Исходя из этого, необходимо было проверить некоторых законоположения на соответствие Конституции Российской Федерации (ее статьям 3 (часть3), 12, 32 (часть 2), 130 (часть 2), 131 (часть 1) и 133).
 
Позиция Конституционного Суда РФ
 
Субъекты Российской Федерации избрали различные подходы к реализации муниципальной реформы, при этом некоторых из них предписали всем муниципалитетам единую модель избрания своего главы. Другие, напротив, установили разные модели (в том числе безальтернативные) для муниципальных образований одного и того же уровня.
 
Конституционный Суд Российской Федерации подчеркнул, что такая дифференциация может быть оправдана только такими целями, которые вытекают из Конституции РФ и федеральных законов. В противном случае она может превратиться в инструмент произвольного ограничения местного самоуправления.
 
Очень важно, что ограничение возможностей муниципалитетов самим определять для себя оптимальную структуру власти зависит, в частности, от особенностей конкретного территориального уровня и характера публичных задач. Так, городские округа и муниципальные районы реализуют государственные функции, от них может зависеть социально-экономическое положение всего региона. И в таком случае самостоятельность муниципалитета должна уравновешиваться интересами государства. И наоборот, в сельских и городских поселениях самостоятельность должна быть наиболее полной, обеспеченной возможностью использования прямых всеобщих выборов.
 
Конституционный Суд РФ установил, что отличная от прямых выборов безальтернативная модель наделения полномочиями местных депутатов и главы может применяться только в отношении муниципальных районов и городских округов. Избрание главы не путем прямых выборов может быть предусмотрено также в отношении отдельных городских поселений с высокой концентрацией государственных функций.
 
При этом регионы вправе подходить к вопросам сферы местного самоуправления дифференцированно (в том числе – установив единственно возможную модель организации муниципальной власти для конкретного муниципалитета), но критерии вводимых различий должны быть четко формализованы. Необходимо учитывать степень концентрации государственных функций и наличие особого статуса, установленного федеральным законом. Эти условия объективного характера распространяются и на административный центр (столицу) субъекта РФ. Таким образом, оспоренные положения закона Иркутской области не противоречат Конституции РФ в силу статуса города Иркутска. В состав представительного органа муниципального района должны делегироваться только те, кто избран непосредственно населением, будь то депутаты или главы поселений. В то же время, руководители поселений, назначенные по конкурсу, не обладают народным мандатом, и поэтому не могут являться районными депутатами. А потому необходимо внести в законодательное регулирование изменения, исключающие такую возможность.
 
Конституционный Суд РФ решил, что субъекты Российской Федерации обязаны привести свое законодательство в соответствии с провозглашенным Постановлением Конституционного Суда РФ. На исполнение этого требования и нацелена законодательная инициатива, внесенная Главой Республики Карелия Александром Худилайненым в Законодательное Собрание республики – то есть, предлагается установить альтернативные варианты действующему сейчас порядку избрания главы поселения и его месту в структуре органов местного самоуправления. А именно, либо избирать главу поселения представительным органом муниципального образования из своего состава либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. В настоящее время законодательство Республики Карелия предусматривает избрание глав городских и сельских поселений только на муниципальных выборах, что не в полной мере отвечает правовым позициям, изложенным Конституционным Судом РФ.
 
Напомним, в случае принятия соответствующих изменений не требуется в обязательном порядке вносить изменения в уставы муниципальных образований, и каждый муниципалитет сам вправе в дальнейшем выбирать соответствующую модель местного самоуправления.
 
Ассоциация «Совет муниципальных образований Республики Карелия» поддержала законодательную инициативу Александра Худилайнена.
 
Пресс-служба Правительства РК

При использовании материалов ссылка на сайт ОБЯЗАТЕЛЬНА!

Архив новостей:
<< январь 2018
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
< alt="О ходе исполнения указов Президента РФ от 7 мая 2012">


Официальный сайт Республики Карелия
Опрос о деятельности руководителей органов местного самоуправления
Горячая телефонная линия
Малый бизнес Большой страны
Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)
torgi.gov.ru - официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов Официальный интернет-портал правовой информации Ссылка на портал Карелиястата к материалам по ВСХП-2016г портал малого и среднего предпринимательства Карелии Банк Вакансий Безопасный город
Наш канал YouTube